Праздник Петра и Павла в 2020 году – традиции и история


День Петра и Павла 2020 — когда праздник и что нельзя делать / NewsTes День Петра и Павла – праздник в честь памяти двух любимых в народе апостолов, которые оба приняли мученическую смерть в I веке нашей эры.

По характеру и происхождению они были разными: простой рыбак Петр был натурой пылкой и страстной, а знатный гражданин Рима Павел спокоен и уравновешен. Зато общей у них была искренняя и преданная любовь к Христу. И готовность помочь ближнему. В том числе – и христианам, которые молятся святым Петру и Павлу о помощи и защите и по сей день.

История праздника в честь святых верховных апостолов Петра и Павла

Апостолы Петр и Павел были очень разными. Неученый Петр и получивший прекрасное образование Павел. Петр был ближайшим учеником Христа, а Павел — гонителем христиан. Петр был женат, а Павел — девственник. Но Церковь почитает их одинаково: «Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!» Апостолы Петр и Павел скончались мученически в один день — 29 июня по юлианскому календарю. Об этом говорится в Римском (IV в.) и Карфагенском (V в.) календарях, мартирологе (списке мучеников) блаженного Иеронима (IV в.) и сакраментарии (служебнике) папы Римского Григория Великого (VI в.). Апостола Петра распяли на кресте головой вниз, апостолу Павлу отсекли голову. По мнению некоторых церковных историков, апостол Павел скончался ровно через год после апостола Петра. Перенесение мощей святых апостолов произошло в 258 году, также 29 июня.

Праздник в честь верховных апостолов известен уже с первых веков христианства. Около 324 года, во время правления Константина Великого в Риме и Константинополе — двух столицах Римской империи, были построены первые храмы в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени праздник стали отмечать еще торжественнее.

Что за праздник День Петра и Павла — какого числа будет в 2020 году

День связан с жизнью и деяниями двух, высокочтимых в христианстве апостолов. Петр и Павел не были знакомы, но в представлении верующих нередко выступают в едином образе. Отсюда и другие названия торжества – Петры-Павлы, Петровки.

Приходится на 29 июня, когда согласно христианским канонам, состоялся перенос мощей великих святых в Риме. Но так как Русская православная церковь официально ведет отсчет по юлианскому календарю, дата празднуется 12 июля. Торжество не сдвигается, отмечается ежегодно в одну точную дату, поэтому и в 2020 году долгожданный день Петра-Павла будут праздновать 12 июля, в воскресенье. В другие годы он может выпадать на будние дни, но в церквях идут праздничные службы.

Павел и Петр – первоверховные апостолы, христиане почитают их за великие дела, помня о мученической смерти святых, принятой ими за непоколебимые убеждения. Петр происходил из семьи рыбака, был незнатного рода, а став позже учеником Христа, повсюду следовал за ним. Апостола называли любимым учеником Иисуса, несмотря на то, что он три раза отказывался от своего учителя, но потом вернулся к вере и был прощен.

После сошествия Святого духа проповедовал вместе с другими учениками, обращая в веру десятки и сотни тысяч людей. За это подвергся гонениям, был схвачен и распят на кресте вниз головой. О казни таким способом просил сам Петр, считая недостойным себя быть распятым также как Христос.

Павел родился в знатной римской семье, считался гражданином Великого города, первоначально выступал гонителем учения Иисуса Христа, примыкал к фарисеям. Но затем, увидев однажды великое Чудо и слышав голос Мессии, проникся идеями новой веры, принял крещение и стал проповедником.

До крещения Петр носил имя Симон, а Павел – Савл. Нарек Симона Петром (что значит «камень») сам Иисус Христос, а Савл выбрал имя Павел при крещении.

Павла за проповеди также преследовали власти, в результате его поймали и приговорили к казни – отсечению головы. Нет точных фактов о времени казни двух апостолов, возможно, события происходили в разные годы, но достоверно известно про совпадение дня.

Два апостола – совершенно разные по происхождению, образу жизни, мыслям, думам. Объединила их в единое целое христианская вера, которой оба прониклись, пройдя определенные испытания. Ставший любимым учеником Спасителя Петр, никогда не видевший Учителя Павел – столь разные и противоречивые в деяниях люди стали проповедниками веры, рассказывая людям об учении Христа, смерти и чудесном воскрешении.

Поэтому христианская церковь почитает их в одну дату, но католики по своему календарю празднуют 29 июня, православные в июле, 12 числа. Петров день – один из пяти Великих праздников верующих, завершает разный по продолжительности (от восьми до сорока двух дней) Апостольский пост.

Жизнь апостола Петра

Простые галилейские рыбаки Симон и Андрей, услышав призыв Христа: «Идите за мной!», оставляют сети и становятся апостолами, «ловцами человеков». Симон был одним из ближайших учеников Господа. Свидетель многих чудес, задолго до Воскресения он говорит о своем вероисповедании: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» и слышит в ответ:

Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 16-18).

Новыми именами Симона становятся Петр и Кифа — греческое и арамейское слова, обозначающие скалу.

Ближайшие ученики Спасителя — Петр, Иоанн и Иаков — видели его Преображение на Фаворской горе, вместе с ним пришли и в Гефсиманский сад и были свидетелями Его ареста. Петр даже отсек ухо одному из стражников. Искренне верующий, бывший свидетелем Божественного Преображения, Петр в ночь страстей Христовых трижды отрекся от своего Учителя, а затем «изшед вон, плакася горце» (Мф. 26, 75). Настолько искренним было его покаяние и горячей вера, что услышал он слова прощения от Господа после Воскресения:

Любиши ли мя?.. Паси овец моих (Ин.21, 15-17).

Именно апостол Петр произнес вдохновенную проповедь после сошествия Святаго Духа в день Пятидесятницы, после чего 3000 человек обратились ко Христу. Через несколько дней вторая его проповедь, после исцеления хромого, обратила к вере Христовой еще 5000 человек. Даже тень его исцеляла болящих (Деян. 5, 15).

Апостол Петр проповедовал в Иудее, странах Малой Азии, Италии. По мнению церковных историков, в Рим он пришел в 67 году. Когда император Нерон начал гонение на христиан, ученики уговорили апостола Петра скрыться. Но, выйдя из Рима, на Аппиевой дороге апостол увидел Христа: «Куда идешь, Господи?» Услышав ответ: «В Рим, чтобы снова распяться», апостол вернулся в город, был арестован и заключен в подземелье Мамертинской тюрьмы. На Ватиканском холме, где находился цирк Нерона, для апостола приготовили крест. Из смирения он просил, чтобы его распяли вниз головой. Здесь же, на холме, священномученик Климент Римский и другие ученики погребли тело апостола. Так исполнились слова Господа:

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин. 21, 18).

Над могилой апостола Петра во II веке христиане воздвигли небольшую часовню. На этом же месте император Константин Великий построил большой храм, освященный в 329 году. Мощи апостола Петра находятся в подземелье базилики. Собор находится на территории государства Ватикан, которым управляет Римский папа — глава католической церкви.

Поздравления в стихах и открытках для Петра

***

В имени Петр – серебристая сталь, Каменный берег, свеча на ветру, Замок, что на повороте предстал Пред восхищенными взглядами вдруг.

Он не из тех, кого ветер несет Щепкою, чтобы о скалы разбить. Я пожелаю Петру быть во всем Первым и самым удачливым быть!

***

***

Поздравляем мы Петра С удовольствием! Счастья, радости, добра И спокойствия!

Будь всегда как камень твёрд Среди бурь и непогод – Эта твердь переживёт Сто невзгод.

Но с любимой милым будь И приветливым: Для нее не Петр ты, А Петенька.

***

***

Поздравляю тебя, Паша, Пусть сбудутся мечты твои И льется счастье полной чашей, Желаю искренней любви, Здоровья много и удачи, Только цветного настроения, Чтоб становился ты богаче, В карьере ждут пусть продвижения!

***

***

Жизнь апостола Павла

До обращения ко Христу Павла звали Савл. Родился он в Тарсе, столице провинции Киликия в Малой Азии. Происходил из колена Вениаминова, как и царь Сеул, в честь которого получил имя. По рождению был он римским гражданином, что давало в те времена огромные привилегии, особенно в провинции. Римское имя Павл (лат. — малый), вероятно, также получил при рождении, но пользоваться им стал только после обращения ко Христу.

Будущий апостол Павел был ревностным фарисеем, учился в Иерусалиме у Гамалиила — самого авторитетного иудейского учителя того времени. Когда побивали камнями первомученика архидиакона Стефана, Савл стерег одежду мучителей. Он настолько ненавидел христиан, что преследовал их везде и всюду. По пути в Дамаск, куда он шел преследовать христиан, Господь чудесным образом призвал его на служение апостольское. Внезапно воссиял очень яркий свет и послышался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» Он ослеп и упал на землю. Спутники слышали только голос, но ничего не видели. Они под руки привели Савла в Дамаск, где Анания, один из семидесяти апостолов, научил его вере Христовой и крестил. Зрение вернулось во время погружения в воду.

Савл стал апостолом Павлом. Так же ревностно, как прежде гнал, теперь он проповедовал веру Христову в Аравии, Сирии, Палестине, Антиохии, на острове Кипр и в Афинах. Основал множество поместных церквей, которым направлял свои послания, составившие бо́льшую часть книги Апостол, читаемую за утренней службой в православных храмах.

Апостол Павел, в отличие от Петра, получил прекрасное образование. Он хорошо знал не только ветхозаветное писание, но и был знаком с греко-римской культурой того времени: философией, литературой, религией, владел приемами риторики. Все это позволило ему свободно полемизировать с греческими философами в Афинах. Проповедь апостола Павла была обращена прежде всего к язычникам.

Когда апостол Павел в очередной раз посетил Иерусалим, иудеи обвинили его в том, что он водит язычников в Храм Соломона. Суд синедриона не мог приговорить римского гражданина к смерти, поэтому его отправили в Кесарию, где находился римский прокуратор, управлявший провинцией. Воспользовавшись правом римского гражданина требовать суда самого императора, арестованный Павел в узах под конвоем едет в Рим. Разбирательство длилось еще около двух лет. Даже находясь в заключении, он имел возможность видеться с апостолом Петром и римскими христианами.


Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах святой Феклы. Вторая половина IV — первая половина V в. Рим

По преданию, последние дни перед казнью апостолы провели вместе в подземелье Мамертинской тюрьме. Там они крестили темничных стражей Прокесса и Мартиниана и еще 47 узников. Воды для крещения не было, но случилось чудо: забил источник.

На казнь апостолов повели вместе, они простились на Остийской дороге. Петра распяли на Ватиканском холме, Павла увели за город, на Сальвийские воды. Римского гражданина распинать на кресте не полагалось, поэтому ему отсекли голову мечом. На месте, где упала глава апостола, забили три источника, сохранившиеся и до нашего времени.

Тело апостола Павла погребли на том же месте. Император Константин Великий построил над гробницей церковь. В последующем базилику расширяли и украшали. Храм был разрушен при пожаре 1823 года. В 1854 году вновь был построен огромный собор длиной 120 метров.

Мученица Кла́вдия Римская

Жития преподобномученицы Евгении Римской, мучеников Прота, Иакинфа и мученицы Клавдии

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ев­ге­ния, ро­дом рим­лян­ка, жи­ла в Алек­сан­дрии, ку­да ее отец, Филипп, был по­слан им­пе­ра­то­ром Ком­мо­дом (180–192) в ка­че­стве на­мест­ни­ка Егип­та. Ев­ге­ния по­лу­чи­ла пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние и от­ли­ча­лась доб­рым нра­вом и кра­со­той. Мно­гие знат­ные юно­ши до­би­ва­лись ее ру­ки, но всту­пать в брак она не хо­те­ла. По­зна­ко­мив­шись с По­сла­ни­я­ми апо­сто­ла Пав­ла, она всей ду­шой устре­ми­лась к хри­сти­ан­ству и тай­но от ро­ди­те­лей, в со­про­вож­де­нии сво­их двух ра­бов, Про­та и Иа­к­ин­фа, пе­ре­одев­шись в муж­скую одеж­ду, уда­ли­лась в муж­ской мо­на­стырь. Там она со сво­и­ми ра­ба­ми и спут­ни­ка­ми при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние от епи­ско­па Элия, ко­то­ро­му бы­ло от­кры­то о ней в ви­де­нии, и он бла­го­сло­вил ее под­ви­зать­ся в мо­на­сты­ре в об­ра­зе ино­ка Ев­ге­ния.
Сво­и­ми по­дви­га­ми свя­тая Ев­ге­ния стя­жа­ла дар ис­це­ле­ния. Од­на­жды к ней за по­мо­щью об­ра­ти­лась бо­га­тая мо­ло­дая вдо­ва Ме­ла­ния. Уви­дев юно­го ино­ка, эта жен­щи­на вос­пы­ла­ла нечи­стой стра­стью, но бу­дучи от­верг­ну­та, она из­мыс­ли­ла кле­ве­ту о по­пыт­ке на­си­лия. Свя­тая Ев­ге­ния пред­ста­ла на суд к пра­ви­те­лю Егип­та, т. е. к сво­е­му от­цу, и бы­ла вы­нуж­де­на от­крыть свою тай­ну. Ее род­ные об­ра­до­ва­лись, най­дя ту, ко­то­рую дол­го опла­ки­ва­ли. Через неко­то­рое вре­мя все они при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Но Филипп по до­но­су языч­ни­ков был сме­щен с по­ста пра­ви­те­ля. Алек­сан­дрий­ские хри­сти­ане из­бра­ли его сво­им епи­ско­пом. Но­вый пра­ви­тель, опа­са­ясь на­род­но­го гне­ва, не стал от­кры­то каз­нить Филип­па, а по­до­слал убийц. Во вре­мя уеди­нен­ной мо­лит­вы епи­ско­па ему бы­ли на­не­се­ны ра­ны, от ко­то­рых он через три дня му­че­ни­че­ски скон­чал­ся. Ов­до­вев, Клав­дия с до­че­рью и слу­га­ми уеха­ла в свое по­ме­стье, на­хо­див­ше­е­ся в окрест­но­стях Ри­ма. Там Ев­ге­ния про­дол­жа­ла ино­че­скую жизнь. Она при­ве­ла ко Хри­сту мно­гих дев, а Клав­дия устро­и­ла стран­но­при­им­ный дом и слу­жи­ла вдо­вам. По про­ше­ствии несколь­ких спо­кой­ных лет им­пе­ра­тор Гал­ли­ен (260–268) вновь на­чал го­не­ние на хри­сти­ан, и мно­гие из них на­шли убе­жи­ще у свя­тых Клав­дии и Ев­ге­нии. В то вре­мя оси­ро­тев­шая мо­ло­дая рим­лян­ка из цар­ско­го ро­да, Ва­сил­ла, услы­шав о хри­сти­а­нах и о свя­той Ев­ге­нии, за­хо­те­ла встре­тить­ся со свя­той и на­пи­са­ла ей пись­мо. В от­вет свя­тая Ев­ге­ния при­сла­ла сво­их дру­зей и спо­движ­ни­ков, Про­та и Иа­к­ин­фа, ко­то­рые про­све­ти­ли Ва­сил­лу, и она при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние. Слу­жан­ка Ва­сил­лы рас­ска­за­ла ее же­ни­ху Пом­пею, что его неве­ста ста­ла хри­сти­ан­кой, и Пом­пей по­жа­ло­вал­ся им­пе­ра­то­ру на хри­сти­ан, про­по­ве­ду­ю­щих без­бра­чие. При­вле­чен­ная к от­ве­ту, Ва­сил­ла от­ка­за­лась всту­пать с Пом­пе­ем в брак, и за это ее за­ко­ло­ли ме­чом. Свя­тых Про­та и Иа­к­ин­фа по­та­щи­ли в идоль­ский храм для при­не­се­ния жерт­вы, но ед­ва они всту­пи­ли ту­да, идол упал и раз­бил­ся. Свя­тые му­че­ни­ки Прот и Иа­к­инф бы­ли обез­глав­ле­ны. Свя­тую Ев­ге­нию то­же на­силь­но при­ве­ли в храм Ди­а­ны, но не успе­ла она еще всту­пить в него, как всё ка­пи­ще вме­сте с идо­лом раз­ру­ши­лось. Свя­тую му­че­ни­цу бро­си­ли в Тибр с кам­нем на шее, но ка­мень сва­лил­ся, и она оста­лась невре­ди­ма. Невре­ди­мой оста­лась она и в огне. То­гда ее бро­си­ли в ров, где она на­хо­ди­лась 10 дней. В это вре­мя ей явил­ся Сам Спа­си­тель и воз­ве­стил, что она вой­дет в Цар­ство Небес­ное в день Рож­де­ства Хри­сто­ва. Ко­гда в 262 го­ду на­сту­пил этот свет­лый празд­ник, па­лач умерт­вил свя­тую му­че­ни­цу ме­чом. Вско­ре при­ня­ла му­че­ни­че­ский ве­нец и свя­тая Клав­дия. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ев­ге­ния пре­ду­пре­ди­ла ее о дне смер­ти.

См. так­же: «Жи­тие и стра­да­ние свя­той пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Ев­ге­нии» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Служба верховным апостолам Петру и Павлу

В настоящее время в Православии праздник Петра и Павла относится к числу великих, приравненных к двунадесятым. В этот день заканчивается Петров пост, начавшийся через неделю после праздника Троицы. Но если праздник приходится на среду или пятницу, то разрешается пища только с рыбой.

Стихеры для службы Петру и Павлу были написаны в VII–VIII веках константинопольским патриархом Германом, святителем Андреем Критским, преподобными Иоанном Дамаскиным, Козмой Маюмским и другими православными гимнографами.

Часть стихер обращена одновременно к Петру и Павлу:

Да́л еси́ утверже́ние Це́ркви Твое́й, Го́споди, Петро́ву тве́рдость, и Па́влов ра́зум, и све́тлую му́дрость, и обою́ богогла́сие и́стинное, е́ллинскую пре́лесть отгоня́щее. Те́мже та́йно науча́еми от обои́х, пое́м Тя́, Ису́се Всеси́льне, Спа́се душа́м на́шим.

Перевод: «Утверждение Твоей Церкви, Господи, Ты дал твердость Петра и Павла разум и светлую мудрость, и обоих истинную божественную проповедь, отгоняющую обман безбожия. Потому мы, научаемые ими обоими тайнам Божественным, поем Тя, Исусе всесильныи, Спасителю душ наших».

Другие стихеры обращены только к Петру:

Тре́тие вопроше́ние, е́же: Пе́тре, лю́биши ли Мя́? Тре́тияго отверже́ния Христо́с испра́вил е́сть. Те́мже и к Тайнове́дцу Си́мон: Го́споди, вся́ ве́си, вся́ зна́еши, Ты́ ве́си, я́ко люблю́ Тя́. Те́мже к нему́ Спа́с: паси́ о́вцы Моя́, паси́ избра́нныя Моя́, паси́ а́гнцы Моя́, я́же Свое́ю кро́вию снабде́х во спасе́ние. Того́ моли́, Богоблаже́нне апо́столе, дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Перевод: «Троекратным вопросом: «Петр, любишь ли ты Меня?» троекратное отречение Христос исправил. Потому и Ведающему тайное Симон ответил: «Господи, Ты все ведаешь, все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» Тогда Спаситель обратился к нему: «Паси овец Моих, паси избранных Моих, паси агнцев Моих, которых Своею кровию приобрел Я во спасение!» Его моли, Богоблаженныи апостоле, даровать нам великую милость».

Есть в службе и такие стихеры, которые обращены к одному Павлу:

Я́же по вся́ гра́ды у́зы и ско́рби твоя́, кто́ ска́жет, сла́вныи апо́столе Па́вле? Труды́, боле́зни и бде́ния, я́же во а́лчи и в жа́жди злостра́стия. Я́же в зиме́ и наготе́, ко́шницу и жезлы́ бие́ния. Ка́менное мета́ние и презре́ние. Глубины́ истопле́ния. Позо́р бы́сть А́нгелом и челове́ком. Вся́ у́бо претерпе́л еси́, о укрепля́ющем тя́ Христе́, да ми́р приобря́щеши, о Христе́ Ису́се, Го́споде свое́м. Те́мже мо́лим тя́, творя́щии па́мять твою́ ве́рно, непреста́нно моли́, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: «Во всех городах узах и скорби твои кто перечислит, славный апостол Павел? Труды, борения, бдения, страдания голода и жажды, холода и наготы, корзину и удары палками, побивание камнями и презрение людей, глубину, в которой тонул при кораблекрушении. Зрелище ты стал для Ангелов и людей. Все ты претерпел за укрепляющего тебя Христа, чтобы весь мир приобрести, во Христе Исусе, Господе твоем. Потому мы просим тебя совершая память твою с верою: Непрестанно моли о спасении душ наших».

Величание святым апостолам:

Величаем вас апостоли Христовы Петре и Павле. Иже весь мiр ученьми своими просветивших, и вся концы ко Христу приведших.

За вечерней службой накануне праздника читаются паремии — отрывки из соборного послания апостола Петра. Поскольку читаются тексты новозаветной книги, молящиеся слушают их стоя (обычно на паремиях можно сидеть). На утрени читаются два канона, написанные преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Один канон обращен к апостолу Петру, другой — к Павлу.

Библиотека Русской веры Канон святым апостолам Петру и Павлу →

Читать онлайн

История праздника

Появился на свет апостол Петр в бедной семье рыбака, при рождении ему было дано имя Симон. Когда он стал учеником Христа, Спаситель нарек его Кифа (камень, твердый в вероисповедании). По–гречески, это имя звучит Петр. Несколько раз любимый ученик предавал Христа, проявляя слабость. В конечном итоге Петр заслужил прощение. Этот Святой считается основателем церкви, проповедующей учения Иисуса Христа. Католики называют его первым Папой римским.

Вместе с Петром в этот день вспоминают и Святого Павла. Изначально он не был приверженцем христианских учений, а наоборот являлся одним из преследователей. Павел уверовал в Иисуса Христа позднее. Спаситель явился ему после своего чудесного воскрешения.

Павел проповедовал в Малой Азии и на Балканском полуострове. Послания его входят в состав Нового завета.

Святых казнили в один день. Это событие произошло 29 июня, согласно старому календарю, ныне это 12 июля. Казнь они приняли разную. Павел усечением головы, а Петра распяли головой вниз.

Место захоронения великомучеников стало священно для христиан. По приказу императора Константина были возведены храмы в честь Петра и Павла. Их построили в IV веке на территории Рима и Константинополя.

12 июля христиане вспоминают проявленную твердость характера Петра, а также здравый смысл Павла. Два ученика Христа воплощают собой всех согрешивших, а затем нашедших силы исправиться, верующих всего мира.

Чествование Святых на Руси началось после принятия христианства. В их честь был построен монастырь на Синичей горе (Новгород, 1185 г.). В этом же столетии воздвигли Петровский монастырь (Ростов).

Икона святых апостолов появилась на русской земле благодаря князю. Он привез ее из Херсонеса. Позже она стала достоянием Софийского собора в Новгороде. До сих пор там находится фреска, на которой изображен Святой Петр. Изготовлена она, предположительно, в XI столетии.

Самые известные иконы Святых написаны Андреем Рублевым. Это знаменитый русский иконописец XV столетия.

В честь этих святых часто называли детей в старину, сейчас появилось много детей с именами Павел, Петр.

Народные традиции праздника Петра и Павла

День святых апостолов Петра и Павла в народе считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду был известен как покровитель рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей носил даже название «рыболова». Петровым днем заканчивалась весенняя и начиналась летняя рыболовная пора: в этот день завершались расчеты по весеннему лову и заключались новые сделки на лето. Рыбаки молились апостолу Петру, служили молебны, а в некоторых местах установили даже обычай ежегодно, в день 29 июня, собирать «Петру-рыболову на мирскую свечу», которая и ставилась в храме перед его образом. У прочего же населения день св. апостолов не считался первостепенным и не связывался с какими-либо особыми религиозными обрядами.

В круговороте земледельческих работ Петров день считался началом покоса трав, хотя почти не связывался с какими-нибудь особыми приметами. Говорили только, что «с Петрова дня зарница хлеб зарит» и что «если просо в Петров день в ложку, то будет его и на ложку». «Ключарь-апостол», которому, по стародавнему преданию, передан Господом ключ от Царства Небесного, считался одним из самых надежных — после «Николы-Милосливого» — покровителей засеянных хлебом полей.

Деревенская молодежь еще с вечера накануне праздника уходила в поле и здесь, вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «карауля солнышко»: по народному понятию солнце в день Петра и Павла, как и в день Светлого Христова Воскресенья, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся как радуга. В некоторых местностях сходились в Петров день на три ключа-родника, умывались «петровой водицею» и угощались при этом хмельными напитками. Устраивали Петровские хороводы, «гулянки-Петровки», в некоторых селах девушки ходили в лес «крестить кукушку».

В крестьянской среде Петровский пост соблюдали во всей строгости церковного устава, а дни «заговин» и «разговин» считались праздничными. Например, в Вологодской губернии существовал даже обычай общих разговин всем миром. Каждая семья заблаговременно готовилась к Петрову дню: пекли, жарили и варили, так как все имели в виду прием гостей и родственников, которые в Петров день приезжали даже из дальних деревень. Если же праздник попадал на среду или пятницу, то в народе говорилось, что «мясоед с постом побратался».

Что можно и нельзя делать в День Петра и Павла

В праздник особо почитаемых святых старались соблюдать традиции, определенные разрешения и запреты. Предписывалось посетить церковь, отстоять службу, помолиться за своих родных и близких людей. Молились о счастье, благополучии, здоровье, хорошей работе, успехах в делах.

Державшие пост до Петрова дня, на утренних службах в храмах исповедаются и причащаются.

Раздавали милостыню нуждающимся, после службы навещали близких или ждали гостей дома. Молодые «женихались», планировали свадьбы, гуляли парами.

Для защиты скота от падежа и болезней хозяева окуривали хлев заговоренными травами. Обычно использовали собранную на Купалу полынь, считалось, что она убережет домашний скот от недугов и сглаза.

Традиционно к празднику готовили рыбные блюда. По поверьям, рыба в это праздничное застолье – к достатку, поэтому варили уху, пекли «рыбники». Обязательно выставляли на столы выпечку, холодные супы и похлебки, добавляя овощи и зелень нового летнего урожая.

Не забывали о запретах, строго соблюдая традиции предков. В Петровки нельзя было:

  • работать в поле и на огороде. Старались оставлять тяжкие труды на рабочие будни;
  • заниматься рукоделием хозяюшкам;
  • грустить и думать о плохом;
  • прибирать в доме, стирать белье, подметать;
  • ругаться с близкими и друзьями;
  • ходить в лес по одному. Считалось, что в это время в лесу опасно, можно нарваться на диких зверей;
  • брать в долг;
  • давать взаймы;
  • безобразничать и хулиганить на гулянках.

Свадьбы в сам Петров день не играли, выбирали время сразу после праздника или уже откладывали торжества на осень. В праздник венчание не проводилось.

Святые апостолы Петр и Павел. Иконы

Иконографическая традиция изображения святых апостолов Петра и Павла пришла на Русь из Византии.


Апостолы Петр и Павел. Донце поминального сосуда. Византия, IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США


Апостолы Петр и Павел. Фрески в катакомбах святой Феклы. Вторая половина IV — первая половина V в. Рим. Совмещенные фрагменты


Апостолы Петр и Павел. Иконы из деисусного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Преподобный Андрей Рублев, 1425–1427 гг.

В Русском государстве она творчески перерабатывалась. Это привело к тому, что апостолы Петр и Павел на русских иконах (в отличие от большинства других апостолов) легко узнаваемы: в мозаиках Киевской Софии и на ранних новгородских иконах, в деисусном чине из Высоцкого монастыря, у преподобного Андрея Рублева, даже на миниатюре Хлудовской Псалтыри. Ярко выраженные портретные черты апостолов Петра и Павла прослеживаются уже в раннехристианской иконографии: в росписи римских катакомб III — начала IV вв. можно узнать апостола Петра с короткими седыми волосами и небольшой бородой и Павла с его характерной иудейской внешностью, высоким лбом и длинной темной бородой.

Лики апостолов Петра и Павла. Базилика Космы и Дамиана (Санти-Косма-э-Дамиано). Первая треть VI в.


Апостолы Петр и Павел. Деталь фрески. Монастырь Ватопед. Конец XII в.

Типичным для домонгольского периода является изображение святых апостолов Петра и Павла в полный рост, стоящих рядом. Именно так они изображены на древнейшей (XI в.) из дошедших до нас икон — из Софийского собора в Новгороде. Возможно, эту икону привез из Корсуни в Киев сам равноапостольный великий князь Владимир, а позднее она попала в Новгород. В настоящее время исследователи датируют ее серединой XI в. — возможно, это список более ранней Киевской иконы, переданный в Новгород. Икона почиталась как чудотворная, поэтому в XVI в. Иоанн IV вместе с другими чтимыми святынями вывез ее из Новгорода в Москву.


Икона верховных апостолов Петра и Павла из Новгородского Софийского собора. Середина XI в.

Позднее икону вернули в Новгород, и она находилась в Софийском соборе до середины XX в. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немецкими оккупантами в Германию, но в начале 1950-х гг. ее вернули в Новгород. После реставрации, уже в XXI в., она вновь поступила в Новгородский музей-заповедник. В иконографии этой самой ранней нашей иконы апостолов присутствуют детали, ставшие каноническими для последующих времен. Это не только характерная внешность апостолов. Апостол Павел держит закрытую книгу в драгоценном окладе, у Петра — свернутый свиток — символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (Ин. 21:15-17) и золотые ключи (Мф. 16:19). Между апостолами, чуть выше, словно в отдалении — оплечное изображение благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке.

Другая известная икона, парно изображающая первоверховных апостолов, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, относится к концу XII — началу XIII вв. и находится в Государственном Русском музее. Она отличается от новгородской строгой лаконичностью: апостолы изображены рядом и обращены к зрителю, они вполне узнаваемы по портретному сходству с каноническими образцами, но руки их сложены почти в одинаковом благословляющем жесте, почти одинаково и расположение их писаний — книги у апостола Павла и свитка у Петра. Ни посоха, ни ключей у Петра нет. Этот иконографический тип также получил на Руси распространение: примером может служить икона XV в. из Петрозаводского музея изобразительных искусств.


Апостолы Петр и Павел. XII — первая половина XIII вв. Из Воскресенской церкви в Белозерске. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Апостолы Петр и Павел. Середина — вторая половина XV в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Изображение предельно упрощено; у апостолов в руках лишь их писания, причем Павел держит книгу обеими руками, а у Петра придерживающая свиток десница сложена для благословения. Портретное сходство заметно, но у апостола Павла борода не вполне темная. Примеров дальнейшего развития первого — «новгородского» иконографического типа парного изображения первоверховных апостолов немало. На иконе начала XVII в. из села Слудка (Пермская картинная галерея) портретное сходство неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины в волосах, а у Павла борода не столь темная и длинная, как на ранних иконах. Они предстоят в молитве пред Спасителем, восседающим на Престоле на облацех в окружении Небесных сил бесплотных. Десницы апостолов изображены не в благословляющем жесте, а молитвенно простертыми ко Христу. На раскрытую ладонь Петра надета тонкая цепочка с изящным золотым ключом. Но большую часть сохранившихся изображений первоверховных апостолов составляют иконы деисусного чина. Они, в зависимости от принятой схемы, могут быть и поясными, как, например, находящийся в Государственной Третьяковской галерее знаменитый «Высоцкий» чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове), и ростовыми. Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым (ГТГ). До нашего времени дошли всего три иконы из деисусного чина, написанные преподобным Андреем, по-видимому, для московского Воскресенского «на Высоком» монастыря.


Апостол Петр. Конец XIV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В Новгородском музее-заповеднике хранятся иконы начала XVI в. из деисусного чина Михаило-Архангельской церкви села Подчевары Кирилловского уезда Новгородской губернии (чин был вывезен к выставке XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 г. и поступил в НГОМЗ из Новгородского епархиального древлехранилища).

Иконография апостолов Петра и Павла напоминает иконы деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Хочется обратить внимание на интересные детали: на перекинутой через ладонь цепочке у апостола Петра висит лишь связка ключей, но согнутая в локте рука, видимо, поддерживала свиток с писаниями апостола (изображение свитка не сохранилось). У апостола Павла — книга, которую он поддерживает левой рукой, а пальцами правой готовится перелистать.

Апостолы Петр и Павел. Из деисусного чина. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов

Иконы деисусного чина главного иконостаса Софийского собора Великого Новгорода, написанные иконописцами Андреем Лаврентьевым и Иваном Дермой Ярцевым, датируются 1509 г. (об этом имеется запись в Новгородской четвертой летописи: «В лето 7017. Повелением господина Преосвященного архиепископа Серапиона дописан бысть Деосус в Софеи святой сысполна, а мастеры писали Ондрей Лаврентьев да Дерма Ярцев сын» (ПСРЛ, т.4,ч. 1, с. 461). В 1537 г. иконы были украшены серебряными окладами с басмой, золочением и эмалью. Иконы деисусного чина из церкви св. Димитрия в Поле (Псковский музей) совмещены с праздничным чином: апостола Петра со Сретением Господним, а Петра — с Вознесением. Апостол Петр жестом правой руки словно указывает на свиток со своими писаниями, а Павел держит книгу обеими руками и словно подает ее зрителю для прочтения.


Апостол Петр. Из деисусного чина. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. 1509 г. Собор Святой Софии, Новгород

На иконах середины XVI в. из деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (они находятся в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике) портретным сходством наделен только апостол Павел, причем иудейские черты лица у него минимизированы — это, скорее, монгольский тип лица. Апостол же Петр изображен довольно молодым и рыжеволосым; определить его можно, пожалуй, лишь по ключу, свисающему на красном шнурке с левой руки, которой он плотно держит свиток.


Апостол Павел. Первая половина — середина XVI в. Из деисусного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Достаточно редко встречаются изображения апостолов Петра и Павла на царских вратах; иконографически это все те же деисусные иконы — как, например, на царских вратах монастыря святого Павла на Афоне. Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла. На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с житием (XVI в.) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали. Апостол Петр облачен в гиматий золотистого цвета, а свиток в его левой руке веерообразно раскрыт (правая рука сложена в именословном благословении). Апостол Павел держит двумя руками книгу практически горизонтально; читать ее в таком положении затруднительно. В житийных клеймах приведены сцены из жития святых апостолов, в том числе и их мученическая кончина: распятие апостола Петра на кресте стремглав, т. е. вниз головой, и усекновение главы апостола Павла мечом.


Петр и Павел с житием. XVI в. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород

Таким образом, в древнерусских памятниках иконографии первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только следование канону, но многообразие его трактовок, которое прослеживается уже в самых ранних изображениях.


Апостолы Петр и Павел. Середина XIV в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет


Апостол Павел. Из деисусного чина. Вторая половина XVI в. Покровский собор Рогожского кладбища, Москва


Апостолы Петр и Павел, пророк Илия и св. Власий. Середина XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Апостолы Петр и Павел. Последняя четверть XVII в. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Характер

Тайна имени Клавдия скрывается в нежности его обладательницы, терпеливости, сдержанности и умением смолчать. Можно так выразиться, что названное этим именем дитя рано старается повзрослеть. Малютка развивается любопытной и энергичной. С юных лет старается участвовать в ведении хозяйства. Она может копировать взрослых в манере говорить и поступках. Ей удается подражать голосам птиц и животных. Клавдия очаровательна в своей непосредственности, умеет поднять всем настроение.

Уравновешенный характер, работоспособность и упорство помогают ей в школе завоевывать симпатию. Взрослая Клавдия скромна. Часто у нее бывает занижена самооценка. Это красивая и таинственная женщина. Она старается сохранять гармонию в душе и быть самостоятельной. Ее призвание – помогать другим людям. Она как магнитом притягивает к себе людей. Ей требуется много общения. Оставаясь одна, очень тоскует. Предательство сильно ранит ее.

У нее прекрасная память и развитый ум. Но в жизни в основном действует интуитивно. Ее внутренний голос правильно подсказывает, какой человек перед ней на самом деле, вне зависимости от того, за какой маской он пытается скрыться. Клавдия умеет зарабатывать деньги. Ее отличают практичность, предприимчивость, умение экономить. Близкие люди и те, с кем она работает, любят ее за простодушие и открытость.

Святые апостолы Петр и Павел. Картины

Известные живописцы, такие как Эль Греко (1541–1614 гг.), В.Л Боровиковский (1757–1825 гг.), Н.Н. Ге (1831–1894 гг.) и другие в своих произведениях изображали апостолов Петра и Павла.


Апостолы Петр и Павел, Эль Греко. Между 1587-1592 гг.


Святые апостолы Павел и Иоанн. Боровиковский Владимир Лукич. 1770-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Апостол Петр. Ге Николай Николаевич. 1863 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Приметы

  • После Петрова дня начиналось время заготовки сена на зиму, поэтому к приметам относились с особым вниманием.
  • Дождь на Петра и Павла – период сенокоса будет ненастным и дождливым.
  • Сильный дождь ранним утром предвещал плохой урожай хлеба.
  • Если дождь на протяжении дня пройдет трижды – к богатому урожаю.
  • Рыба в реке резвится и выпрыгивает – к ненастной погоде.
  • На Петра и Павла жарко и безоблачно – такая погода продержится до сентября.
  • Низко летают ласточки – к дождливой погоде и похолоданию.
  • Кукушка перестала куковать раньше Петрова дня – холода наступят рано.
  • Муравьи закрывают проходы в муравейники – наступят дождливые дни.
  • Павел и Петр тепла добавляют – с этого дня наступают самые знойные дни.
  • Дождь к полудню означал отличный урожай.

Святые апостолы Петр и Павел. Скульптуры


Апостол Петр. Бернардо Чуффаньи. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415г. Италия


Апостол Петр. Иван (Джованни) Витали. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент


Апостол Павел. Статуя в атриуме базилики св. Павла за городскими стенами (Сан Пауло фуори ле Мура). Рим

Поздравления с именинами (Днем ангела) Петра прикольные

Виски, лед, икра и ром, Куриц сто и пуд свинины. Так гуляем мы с Петром, Ведь у Пети – именины!

Пусть удачи будет лом, Счастья и любви у Пети, Гости сядут за столом Только лучшие на свете!

*******

Поздравляем мы Петра С удовольствием! Счастья, радости, добра И спокойствия!

Будь всегда, как камень, твёрд Среди бурь и непогод – Эта твердь переживёт Сто невзгод.

Но с любимой милым будь И приветливым: Для нее не Петр ты, А Петенька.

*******

Петя, именины рядом, Счастья я тебе желаю. Пусть любовь лукавым взглядом Поскорее приласкает,

Пусть везение большое Поскорей к тебе придет, Счастье от тебя не скроет, Что за поворотом ждет!

*******

В час досужий за Петра Выпил бы уже с утра. Но прости, любезный друг, Выпить было недосуг. И теперь, трезвее дуба И бетонного столба, Тост произношу я грубо, Утирая пот со лба: Чтобы люстры задрожали, Чтобы мой бокал вина, И что вы в руках держали – Были выпиты до дна!!!

*******

Только это между нами, Но такие вот дела: У Петра – на сердце камень, А характер, как скала.

Его имя означает: Он совсем не привечает Ни с апломбом наглеца, Ни с дипломом подлеца.

Ни чиновника-хапугу, Ни полковника-ворюгу, Даже пьяных хулиганов, Даже рыжих тараканов!

Все не нравятся ему, Непонятно почему. Ну, а кто же мил Петру? Вызнать — бесполезный труд.

Это в сердце он хранит. Ну не сердце, а гранит! Но для нас, друзей, гранит Тоже много говорит!

Своим сердцем, как булыжник, Любит он родных и ближних. Пожелаем мы Петру Ширить подопечных круг.

*******

Имя Петр значит “камень”. Ты и впрямь упорный парень. Хочешь первым быть и главным, Оставаясь милым, славным!

Пожелаем же успеха, Не встречать ни в чем помехи, Чтобы все, чего захочешь, Исполнялось, Петя, точно!

*******

Брат мой, Петька, ты родной – Именины – это ж повод! Поздравляю, братец мой, И желаю (веский довод!):

Чтоб все в жизни было круто! И карман твой не пустел! Чтоб не муторно на утро От того, что пил и ел!

Петропавловские храмы и монастыри

Издавна на Руси строились храмы во имя верховных апостолов Петра и Павла. Пожалуй, самый древний сохранился в Смоленске. Его строила в 1140—1150 годах княжеская артель. Освящал Симеон, первый смоленский епископ. Впоследствии несколько раз храм перестраивался, первоначальный вид восстановил П.Д. Барановский. Церковь, построенная из кирпича, представляет собой образец крестово-купольного одноглавого древнерусского храма. Смоленские мастера продолжили традиции Киевской Руси и Византии. Храм этот похож на владимиро-суздальские и раннемосковские, но некоторые декоративные элементы напоминают образцы новгородской и псковской архитектуры.


Храм апостолов Петра и Павла на Городянке в Смоленске. Построен в 1146 г.

Несколько древних церквей в честь апостолов Петра и Павла сохранились в Великом Новгороде. В конце XII века была построена церковь Петра и Павла на Синичьей горе. Ее строительство велось в 1185—1192 годах. Возможно, храм был построен на месте более древнего. При нем были женский монастырь и кладбище. Место это находилось за городом. На монастырь в 1611 году напали шведы. В 1764 году обитель упразднили. С 1925 года и по настоящее время храм недействующий, находится в аварийном состоянии. В 1992 году внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Церковь Петра и Павла на Синичьей горе. Великий Новгород

Еще одна церковь — храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках, 1406 года постройки. Это одноглавый четырехстолпный новгородский храм на улице Бредова-Звериной, у южной части бывшего Зверина Покровского монастыря.


Храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках. Великий Новгород

Храм Петра и Павла на Славне построен в 1367 году, рядом со старообрядческой церковью во имя пророка Илии (ул. Знаменская). Сейчас церковь заброшена.


Храм Петра и Павла на Славне. Великий Новгород

В Брянске князь Олег в 1275 году основал Петропавловский монастырь, в котором и сам постригся, оставив княжение. При Екатерине II обитель лишили всех угодий и она пришла в упадок. Упразднена в 1830 году. Позднее монастырь восстановили как женский общежительный. До настоящего времени сохранились несколько жилых зданий и собор Введения Богородицы, построенный в начале XVIII века на месте старинной деревянной церкви.

На берегу Онежского озера в поселке Повенец в 1600 году был построен собор во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла. Упразднен около 1945 года.


Собор Петра и Павла в пос. Повенец. Рисунок из журнала «Всемирная Иллюстрация»

В г. Пскове существует храм Петра и Павла с Буя. Первоначально на месте существующей церкви в 1373 году стоял храм, здание было восстановлено в 1540 году в месте схождения основных улиц города. Храм поставлен на месте древнейшего городского кладбища — Буя, у крепостной стены среднего города. В 1810 году были разобраны два ветхих придела и звонница, к западному притвору достроено крыльцо.


Храм Петра и Павла в Пскове

Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен храм бывшего Сироткина монастыря в Пскове. Храм датируется XV — второй четвертью XVI вв. Архитектурное решение постройки весьма интересно: типично-псковское в целом, оно оригинально по композиции, включающей в себя разнообразные и разновременные постройки. Древний четверик с примыкающей к нему с востока довольно широкой апсидой нанизывает на свою ось с запада — притвор, трапезную, колокольню, вытягиваясь в линию. С севера, по всей длине этой линии, к храмовому комплексу примыкают более поздние пристройки: придел во имя Успения Пресвятой Богородицы, за ним — три помещения по той же оси «восток-запад», соответствующие размерам трапезной и притворов основного храма; большая апсида придела (близка по пропорциям алтарному полукружью древней церкви — редкий в Пскове пример 2-частной системы уравновешенного плана). Сдержанные высотные акценты колокольни со шпилем и луковичной главы также взаимно уравновешены. Декор южного фасада уникален: кресты из печных поливных изразцов. Украшение барабана главы бегунцом и поребриком — типично псковское. После упразднения монастыря в 1764 году Петропавловский храм был передан в бессрочное пользование Псковской Епархии РПЦ.


Храм во имя святых апостолов Петра и Павла бывшего Сироткина монастыря в Пскове

Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен храм на острове Лычный оз. Сандал Кондопожского района Республики Карелия. Храм был построен в 1620 году. По данным 1831 года, на Лычноостровском погосте стояли две церкви и колокольня. За свою долгую жизнь церковь Петра и Павла значительно меняла свой облик. Так, например, в середине XVIII века вместо сеней поставили трапезную с новыми сенями. Тогда же основной объем церкви был дополнен вторым восьмериком. В последующие годы первоначальный вид памятника был восстановлен не полностью: нет колокольни с крытым переходом в церковь. Во 2-й половине XVII в. — 1-й половине XVIII в. было надстроено шатровое завершение, позже сооружены отдельно стоящая шатровая колокольня и новая трапезная, стены обшиты тесом. В 1872 году колокольня была передвинута к храму. В годы гражданской войны пострадала в ходе боевых действий, разрушен шатер, позже сломана колокольня. В 1951-1956 гг. отреставрирован в формах XVIII века. В 2003-2004 гг. было проведено укрепление конструкций сжимами.


Храм во имя святых апостолов Петра и Павла на острове Лычный оз. Сандал Кондопожского района Республики Карелия

Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен храм в Повенецком городском поселении Медвежьегорском районе Республики Карелия. Храм был сооружен в 1600 году. Из статьи «Трехсотлетний юбилей первого Повенецкого храма» в Олонецкой Епархальной ведомости №№ 13-14 за 1900 г.: «… построенъ былъ Повѣнецкiй храмъ, — строителемъ котораго, какъ гласятъ записи в клировых вѣдомостяхъ Повѣнецкаго собора, был схимонахъ Аноимъ и новгородские купцы». Храм был разрушен в годы Великой Отечественной войны.


Храм во имя святых апостолов Петра и Павла в Повенецком городском поселении Медвежьегорского района Республики Карелия

Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен собор в п. Селижарово Тверской области. Каменная церковь Петра и Павла возведена не ранее конца XVI столетия как трапезная Троицкого Селижаровского мужского монастыря. Поэтому при храме находились хлебная, поварня, погреба, сушило, квасоварня, казенная, келарская и подвалы. Петропавловская церковь с Гурьевским приделом размещалась на втором этаже двухэтажного сооружения — прототипа Грановитой Палаты Московского Кремля. В 1762 году был расширен алтарь и перестроены оконные проемы здания. В 1930-х годах храм был закрыт и разорен, помещение было перестроено под магазин. Верующим храм был возвращен в 1992 году.


Собор во имя святых апостолов Петра и Павла в п. Селижарово Тверской области

Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен храм в г. Каменец-Подольский Хмельницкой области Украины. Первые же документальные свидетельства о Петропавловской церкви относятся к концу XVI века. Есть сведения, что в 1591 году этой церкви был принесен в дар дом каменецким мещанином Иваном Селецким. Каменная, трехмастная, трехконховая церковь имела башню над бабинцем. В интерьере сохранились фрагменты фресок XVI века. В период турецкого господства церковь святых Петра и Павла была отдана римо-католикам для совершения своих богослужений. В XVIII веке Петропавловская церковь была униатской. В 1795 году церковь была возвращена РПЦ.


Храм во имя святых апостолов Петра и Павла в г. Каменец-Подольский Хмельницкой области Украины

Трогательные поздравления с именинами Петра в стихах

Имя Петр — значит «камень», Что тут можно говорить? С именинами поздравим, Пожелаем честным быть. Быть отважным, быть желанным, Быть счастливым, мудрым быть. В этот день не знать печали, Улыбаться и любить!

*******

Петра поздравить мы хотим С днем христианских именин. Петр – переводится “скала”. Чтоб личность каменной была, Чтоб во главе всех славных дел Петр встал и в жизни преуспел! Наш Петр – не царь, не Петр Первый, Но он идет дорогой верной, Своих достигнет он высот, Когда его срок подойдет. С днем именинным поздравляя, Петру удач во всем желая, Мы верим: Петр не подведет И удивит еще народ!

*******

Петр, с Днем ангела тебя! Будь богатым, как земля! Крепче камня твердым будь, О невзгодах позабудь. Светлой радостью сияй, Счастьем душу ублажай. В общем так: расти, живи, И судьбу свою твори!

*******

Любимому желаю Пете На праздник именин прелестный, Чтоб всех счастливей был на свете, И жизнь текла бы интересно.

Мечты пусть сбудутся скорее, И душу счастье согревает. Полос побольше будет белых, А чёрных вовсе не бывает.

*******

В этот день поздравить, Пётр, От души тебя хотим, Пусть уходят все заботы, Будь ты счастлив и любим.

Пусть тебя удача встретит, Будет лишь успех во всем, Солнце пусть все ярче светит Тебе, Пётр, с каждым днем!

*******

Поздравляем мы Петра С именинами! Ура! Счастья, радости желаем, Долгих зим и долгих лет, Сокрушительных побед! Ведь ты всеми уважаем, Верный сын, отец и зять. Мы не можем промолчать. И хотим тебе сказать: Любим, ценим, поздравляем!

*******

Именины у Петра – Лучший повод для признаний, Слов участия и добра, И хороших пожеланий.

Будь всегда на высоте – Есть еще к чему стремиться. Все, что только ты хотел, Пусть само-собой свершится!

*******

Как всегда, полон бодрости духа И готов покорить сто вершин, Восстановит любую разруху – Это Петр, друг номер один. Оставаться желаем таким же И примером для младших служить, Чтоб победы в легендах воспелись, Чтоб хотелось смеяться и жить.

*******

Ах, почему так редко твое имя? Все лучшее скрывается за ним. И каждый может быть уверен, Что на Петрах и держится весь мир. Ведь, что Петром построено, Годы не порушат. Надежда и опора ты нам, С праздником, Петруша!

*******

Петя, с именинами тебя! Наш сынок любимый. Поздравляем мы, любя, И желаем сильно:

Чтобы был здоров и бодр, Был любимым и любил, Преодолевал невзгоды, Ангел чтоб тебя хранил!

Старообрядческие Петропавловские храмы

Традиция строить и освящать храмы во имя апостолов Петра и Павла сохранилась и в старообрядчестве. Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в г. Якутске, г. Дзержинске Нижегородской области, с. Афанасьево Кировской области, с. Русская Тавра Свердловской области, пос. Краснокаменка р-ки Крым. Храмовый праздник и в белокриницких приходах Румынии: в г. Сулина, Пьятра Нямц и Яссах.


Храм РПсЦ св. апостолов Петра и Павла. Афанасьево


Храм РПсЦ во имя Петра и Павла в с. Русская Тавра Свердловской области


Храм святых апостолов Петра и Павла. Краснокаменка

Престольный праздник также отмечают общины Русской Древлеправославной Церкви в г. Приморско-Ахтарске Краснодарского края, г. Вольске Саратовской области, г. Касли Челябинской области, с. Можарки Чувашской Республики и с. Шурма Кировской области. В честь апостолов Петра и Павла построены и поморские храмы Дубянской, Стрипишкской и Радвилишской общин (Литва).


Храм РДЦ во имя Петра и Павла в г. Касли Челябинской области

Издавна праздник Петра и Павла почитается и в общине Русской Православной старообрядческой Церкви села Стрельниково Костромской области, где бывает крестный ход, как и на престольный праздник Покрова Богородицы.

Петра, Павла, Ивана день ангела: что означает имя

По церковному календарю именины Павла: 12 июля – Павел, Святой первоверховный апостол, 23 сентября – Павел Послушливый, Печерский, преподобный; 20 марта – Павел Препростой, преподобный, ученик Преподобного Антония Великого; 19 ноября – Павел Константинопольский, патриарх, священномученик.

Из латинского языка – малыш, малый. Имя получило свое распространение в связи с деятельностью апостола Павла. Именины Павла четыре раза в году. Павел – удивительно добрый и веселый человек. Его любят все, и взрослые, и дети, и коллеги по работе, и даже теща. И каждому из них он найдет нужное слово. Он может все – петь и танцевать, делать игрушки для детей, рассказывать им перед сном сказки.

Павел, Паша, Павлик – Сегодня праздник твой, Счастья журавлик Летает над тобой, Радуга котенком Ласкается к рукам, Птица с песней звонкой Спешит сегодня к нам. Я эти поздравления Придумала, любя, Чтобы хоть на мгновение Порадовать тебя.

***

Павел — это малыш, значит, чистый душою. Оставайся, мой Павел, всегда «малышом», Но имеющим сердце большое-большое, Чтоб ни делал, ни думал, куда бы ни шел. Будь судьбою за все — награжден и отмечен И везде с неизменною радостью встречен!

Города, названные в честь апостолов

Название Петропавловска носит и несколько городов. Один из них, основанный 12 июля 1752 года как военная крепость, находится теперь в Казахстане. Здесь сходились торговые пути из России и Средней Азии. В конце XVIII лека в Петропавловской крепости принес присягу на верность русскому правительству султан Средней Киргизской Орды Вали. В 1896 году рядом с городом была построена станция Петропавловск транссибирской железнодорожной магистрали. В 1920 году образована Киргизская республика, впоследствии Казахская АССР, к которой отнесли и Петропавловск. Стоит заметить, что этот город в советские годы не переименовывали.

Петропавловском называется и один из самых первых русских городов на Дальнем Востоке. Острог основали казаки в 1697 году. В 1740 году сюда прибыла экспедиция Беринга, корабли которой назывались «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел». На месте острога заложили поселение, которое является теперь столицей Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

День ангела Петра по месяцам

Поздравить Петра можно не только в этот день, но и в другие дни года, а потому наши поздравления понадобятся тебе надолго.

  • Январь: 3 января, 10 января, 13 января, 14 января, 15 января, 22 января, 25 января, 26 января, 29 января.
  • Февраль: 4 февраля, 8 февраля, 9 февраля, 12 февраля, 14 февраля, 20 февраля, 22 февраля.
  • Апрель: 6 апреля, 20 апреля.
  • Май: 16 мая, 29 мая, 31 мая.
  • Июнь: 9 июня, 18 июня, 25 июня.
  • Июль: 8 июля, 12 июля, 13 июля, 14 июля, 27 июля.
  • Август: 22 августа.
  • Сентябрь: 6 сентября, 16 сентября, 23 сентября, 24 сентября, 26 сентября.
  • Октябрь: 5 октября, 6 октября, 14 октября, 15 октября, 16 октября, 17 октября, 22 октября.
  • Ноябрь: 12 ноября.
  • Декабрь: 5 декабря, 8 декабря, 11 декабря, 24 декабря.

Петра и Павла в 2020 году. Когда отмечается, житие святых апостолов, что можно и нельзя делать

Праздник святых апостолов Петра и Павла выпадает на 12 июля. Это дата окончания Петровского поста и один из главных церковных праздников лета. Его дата не меняется из года в год и служит именинами обладателям имени Петр и Павел. Кстати, у наместника Киево-Печерской лавры — владыки Павла (в миру Петр Лебедь) — сегодня двойные именины.

Кто такие Петр и Павел

Петр и Павел — последователи Иисуса Христа, проповедовавшие христианство по всему миру. Их называют первоверховными апостолами — за значимость для церкви.

Праздник объединяет имена двух святых угодников, несмотря на различия в их характере и неодинаковый путь к вере. Так, Петр был из простой семьи, занимался рыбным помыслом и отличался вспыльчивым нравом. Он первым назвал учителя Христом и успел трижды отречься от него перед распятием, а после всю жизнь каялся, чтобы искупить вину. Павел был родом из богатой образованной семьи римлян, учеником фарисея Гамалиила, он не участвовал в библейских событиях, но был призван к апостольскому служению после воскресения Христа.

Известно, что оба апостола приняли мученическую смерть за веру. Их казнили 12 июля в Риме — с разницей в один год.

Что можно и нельзя делать в День Петра и Павла

Накануне Петра и Павла в доме проводят генеральную уборку, к 12 июля оканчивается Апостольский пост, поэтому верующие приходят в храм помолиться апостолам — об исцелении от болезней. После службы полагается трапеза с рыбой и вином. Считалось, что собираясь всей семьей за одним столом, в семью привлекают мир, здоровье близких и благополучие. Главное — избегать шумных пиршеств, чрезмерного веселья и злоупотребления алкоголем.

Работа в этот день не должна быть связана с домашней рутиной, положено заботиться о ближних и заниматься богоугодными делами. Запрещается думать о плохом и ссориться.

Купаться в праздник не рекомендуется — воду обычно освящали, чтобы был хороший улов. Также в Петров день оканчивались «купальские празднования» и с 13 июля начинался период летних свадеб.

С 15 июля начинались активные работы в поле: первая прополка, подготовка к сенокосу и жатве.

Праздник приходится на середину лета, а после него световой день постепенно убывает. Поэтому в народе говорили: «Петр и Павел день убавил», «Петровка проходит – половина лета уходит».

Также есть много погодных примет на праздник. Так, если на Петровки идет дождь — урожай будет богатым. Если 12 июля холодно — впереди будет голодный год.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]